РОСТ И РАЗВИТИЕ СОБАКИ. ЭТАП ЗА ЭТАПОМ.

Администратор
Ванесса
Медаль
Сообщений: 2114
1 день назад
Рождаются сукины дети слепыми, глухими, беззащитными и беспомощными. Но не безмозглыми. Уже в первые минуты после рождения, придя в себя от появления на этот несовершенный мир, щенок начинает искать возможность устроиться поуютнее. Первым делом, найти себе в нём тёпленькое местечко. Инстинктивно знают, куда ползти и что искать: мягкий волосатый мамин бок. Уже с первых же минут щенки способны анализировать данные из внешнего мира и реагировать на них. Действовать по обстоятельствам. Если не очень голодны, не торопятся присасываться к первым предложенным соскам. Несколько дневные щенки, приложенные к чужой собаке беспокоятся и ищут свою маму, а у мамы-тот сосок, к которому привыкли. Но если как следует проголодались, то им сердечно всё равно, что засосать-свой любимый сосок или первый попавшийся, или хоть бы и ваш грязный и невкусный палец.
Так получилось, что бернячке по прозвищу Коза (настоящее имя - Кензо) пришлось рожать в неуютной слабо отапливаемой кладовке. И, как водится, день рождения Коза мне устроила ночью, когда температура на улице упала глубоко под ноль. Я беспокоилась - не простынут ли новорожденные щенки и на всякий случай решила провести остаток ночи с ними, устроившись на просторном лёжбище вместе с Козой и её потомством. Толстый свитер слабо помогал удерживать тепло. Я принесла одеяло, легла на край и половину одеяла накинула на щенков. С одной стороны их греет мамин бок, сверху одеяло - вроде переохлаждение им грозить не должно.
Уставшая, переволновавшаяся (роды были не без проблем) я уснула некрепким сном. Скорее задремала. Проснувшись, обнаружила при себе всех щенков: у меня под боком оказалось теплее и козиное потомство, обнаружив это, в полном составе сползлось ко мне под одеяло. Вернув их мамаше, я уснула снова, но, проснувшись, опять нашла их всех возле себя. Малышня просто нашла местечко потеплее и поуютнее и устроилась с удобствами.

Первую фазу жизни щенка, от рождения и до 14 дней учёные назвали вегетативной. Щенок ничего не видит, не слышит - да и зачем ему? Отвлекаться от главного занятия: блаженствовать при мамином брюшке? Есть, спать и РАСТИ. Кстати, слово «вегетативная» означает «растительная». Будущая собака и в самом деле стремительно растёт. Ротвейлер весом в 50 килограмм рождает щеночка с весом менее 500 граммов, который в возрасте 5 недель должен бы весить 5 кило. За пять недель увеличить свой вес в 10 раз! Тут, в самом деле, некогда отвлекаться на посторонние вещи. За весь последующий год жизни от пяти недель вес возрастёт тоже в 10 раз, и это солидный результат, но с темпами прироста в первые недели нечего и сравнивать. Но если вы думаете, что фаза растения подразумевает полное отсутствие мозговой деятельности - ошибаетесь. Да, мозговая кора пока только усиленно развивается, энцефалограмма не показывает разницу между сном и бодрствованием, тем не менее щенок способен реагировать на внешние раздражители и укладывать информацию «про запас». Попробуйте по время сосания оттеснить мордочку малыша от соска. Немедленно сожмёт челюстишки, набычит головку и с неожиданной силой напряжёт передние ножки аж по плечо - так что отодвинуть его от источника пищи совсем непросто. Опытные заводчики заметили: если щенков от рождения часто берут на руки, массируют, поглаживают, часто перекладывают с места на место и иным способом постоянно тормошат, такие щенки развиваются потом быстрее, опережают ровесников при решении повседневных жизненных задач: научиться ходить, есть из миски, пробиться к этой миске.
Программа поведения в первые дни очень проста: спать и есть. Поэтому когда нет повода проявлять активность, щенок её не проявляет. Откатившись ненароком от мамы, ползает по кругу, пока не почувствует движение и тепло. Если же время идёт, становится холодно, а мама всё не находится - начинает кричать, звать на помощь. Если же щенок сыт, ухожен, в тепле и в покое, у него нет стимула двигаться, шевелиться, пищать и ползти куда-то. Вот тогда он точно находится в вегетативном состоянии. Быстро растёт и медленно развивается, задерживаясь в вегетативной стадии иногда до 3 недель и дольше. Мы такую задержку называет синдромом единственного щенка, поскольку очень часто это явление встречается при наличии единственного щенка в помёте: конкурентов нет!
Если же щенков при маме несколько, в интересах каждого развиваться побыстрее, чтоб опередить ровесников или, по крайней мере, не отстать. Примерно в возрасте двух недель открываются глаза, ушные проходы и постепенно щенок начинает видеть и слышать. Если сначала росло только тело, то сейчас начинают расти и конечности. Собачонок, который перед этим только ползал, начинает потихоньку вставать и, пошатываясь, опираясь поочерёдно на голову и попу, ходить. Эта фаза жизни между второй и третьей неделей от рождения получила название переходной. Щенок переходит от пассивного существования к активному взаимодействию с внешней средой. Если в первые дни реагировал только на воздействия снаружи, то сейчас начинает сам проявлять инициативу без видимых на то причин: принюхивается к своим собратьям, берёт в ротик их лапки, уши, обсасывает мордочки и пытается сжимать челюсти, где уже режутся молочные зубки. В это время юные собаки ещё видят только свет и тьму, в лучшем случае нечёткие контуры, ориентируются главное нюхом и поэтому предпочинают не уходить с подстилки (не вылезать из конуры). Там находятся в безопасности, поэтому ещё инстинкты страха дремлют. В этом возрасте щенки ещё не умеют боятся высоты, громких звуков, незнакомых объектов.

(автор статьи Ольга Раудис, при копировании ссылка на автора обязательна)
Бернов много не бывает!
Администратор
Ванесса
Медаль
Сообщений: 2114
1 день назад
Может не совсем по теме, из моих наблюдений за Палисией и ее детьми:
С рождением, уходом за щенками Лиса прекрасно справляется сама (перегрызала пуповины, вылизывала-полировала, массажировала животики щенкам..). Моя же самая первая помощь оказалась небольшой: во время родов предлагать чай с молоком и медом, досушить- протереть салфеткой щенка, если щенок долго ищет сосок-помочь "присосаться", перестилать собачью постель, подкладывать более слабых щенков к молочным соскам.
Если в первый день щенки не сильно выбирают соски, то на следующий день крепыши-малыши четко знают какой сосок более молочный и отталкивая братиков и сестричек ползут к нему.
Бернов много не бывает!
Администратор
Ванесса
Медаль
Сообщений: 2114
1 день назад
Между третьей и четвёртой неделей жизни щенка начинается фаза первоначальной социализации. Детишки начинают общаться между собой; сначала неловко, потом всё более уверенно играть. Появляется типичная мимика игровых движений, причём щенок может ответить совсем не по адресу. Пока братишка вгрызается в его заднюю лапку, он ответит рычанием и игровым укусом не ему, а спокойно лежащей рядом сестрёнке, просто потому что была к зубам поближе ...ну и подвернулась. Щенки буквально за несколько дней научатся, как настоящие собаки, облизывать друг другу мордочки, наскакивать друг на друга, взлаивать и обращаться непосредственно к адресату. Не только обращаются к нему, но и ждут реакции. Начинают реагировать на взрослых собак, прежде всего на мать. Появляются первые страховые реакции. Если мать громко залаяла, щенки в панике прячутся в будку, а если таковой не имеется, сбиваются в кучу, стараясь спрятать голову, и затихают. Но главным фактором жизни щенка в это время является любопытство. Постепенно отваживаются на выползки всё дальше и дальше от будки. Всё нужно обследовать, понюхать, потрогать и, разумеется, попробовать на вкус.
В это время наивный детёныш с радостью встречает всё новое, с восторгом знакомится с каждым человеком и каждой собакой, не ожидая подвоха. Ближе к концу этой фазы уже начинает различать знакомых и незнакомых, относясь к последним более осторожно. Это означает: самое время найти себе хозяина, СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА. Иногда эта фаза социализации называется критической. Если до её конца щенок не увидит людей, не привыкнет к ним, потом уже воспринимает людей с недоверием, боязнью и с трудом образует с ними эмоциональную связь. Из него получится дикий зверёныш, которого нужно будет приручать. С другой строны, если щенка забирают из семьи слишком рано, в начале периода социализации и потом воспитывают в изоляции от собачьего племени, такой щенок будет иметь очень серьёзные проблемы в общении с собаками. Будут для него чужаками.
Первая фаза социализации продолжается примерно до полутора-двух месяцев жизни. К концу этой фазы щенок уже во многом напоминает настоящую большую собаку. Берёт косточку и охраняет её от посягательств однопомётников. Знает разные типы игр: боевые, охотничьи, умеет чередовать роли в игре - преследователя и жертвы, умеет просить, грозить, показывать знаки примирения, у него начинает проявляться тенденция чаще показывать подчинённое или доминантное поведение. То есть уже видна основа будущего характера. Конечно, основа эта пока очень хрупка, поэтому в природе у волков щенкам все потакают, всё им разрешается, их балуют и практически не наказывают. Короче, розовое детство, когда щенок уверен, что мир создан исключительно для его блага...

(автор статьи Ольга Раудис, при копировании ссылка на автора обязательна)
Бернов много не бывает!
Администратор
Ванесса
Медаль
Сообщений: 2114
1 день назад
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Примерно в возрасте 8 до 12 недель в жизни щенка проходит вторая фаза социализации. К двум месяцам заканчивается формирование коры головного мозга. Поскольку «хард-диск» ещё практически чист, незаполнен, условные рефлексы вырабатываются быстро и легко, щенок буквально на лету учится. За месяц успевает усвоить потрясающее количество информации. В этот период щенок начинает устанавливает сложные отношения с сородичами (если он живет в стае) и с людьми. В этом возрасте собачьи дети беруться выяснять отношения с ровесниками по-настоящему. Игры могут сменяться яростными потасовками, если кто-то из играющих перегнул палку. Щенок учится побеждать и проигрывать, сдерживаться и подчиняться. Получает первые, ещё вполсилы, оплеухи от старших. Начинает понимать, что мир, оказывается не создан для его удовольствия, а живёт по своим законам, к которым приходится приспосабливаться. На фундаменте характера, заложенном ранее, начинают расти стены.

Этот период, чрезвычайно важный для формирования характера, к сожалению большинство щенков проводит в четырёх стенах дома, на карантине. Тем самым наносится непоправимый ущерб психике собаки. Всё в природе проходит в своё время. Это вы можете учиться математике когда угодно - хоть и в преклонном возрасте. Многие наши инстинктивные программы поведения должны развиться в строго определённый срок. Если щенок не научится правилам общения и играм до конца периода социализации, потом уже не научится никогда. У щенков, выращеных в изоляции, наблюдаются нарушения в социальном поведении. Такие собаки, например, не понимают тонких сигналов примирения, а как следствие, не умеют играть с сородичами - не принимают приглашения к игре или играют слишком жёстко, так что игра заканчивается ссорой. Многие попросту боятся собак или агрессивны к ним без причины.
Изоляция в этот период наносит ещё более серьёзный ущерб именно потому, что безмерное любопытство в начале его к концу периода сменяется беспричинными страхами.
В первой фазе щенок никого и ничего не боится, очень легко привыкает ко всему новому. Потом вдруг становится пугливым. Боится незнакомых предметов, не хочет уходить с хорошо знакомого двора, где чувствует себя в безопасности. Владельцы знают это как «синдром ослика». Вместо того, чтоб послушно трусить за вашими ногами, щенок становится как вкопанный и не желает идти за вами ни добровольно, ни принудительно. При попытке тянуть за поводок предпочитает быть удушенным, нежели идти куда-то в неизведанные страшные дали.
Причина этого поведения - элементарный страх, а вовсе не проявления характера, как думают владельцы, начитавшиеся сказок о доминированиии. Щенок начинает понимать, насколько он ещё мал и слаб и насколько этот мир огромен и опасен. Поэтому очень важно начать знакомить его с миром в начале этой фазы, пока детёныш не боится. И важно, чтоб он чувствовал вашу защиту и поддержку. Вы для него сейчас пример и образец поведения и от вас зависит, какую модель поведения выберет ваш подопечный. Если вы при приближении чужого пса в панике хватаете подопечного на руки, торопливо уходите, стараясь избежать встречи, вы поневоле поддерживаете опасения ребёнка: от чужих собак хорошего не жди! А уж если на ребёнка напал чужой вздорный пёс и вы его не защитили, это будет огромным ударом по его уверенности в себе.
«Засиженных» на карантине до 3-3,5 месяцев щенков видно сразу. Они с трудом привыкают к шумным улицам, на площадке испуганно жмутся к хозяйским ногам - вместо того, чтоб присоединиться к собачьим играм. Боятся всего незнакомого, к каждому новому раздражителю должны привыкать особо. По интеллекту, устойчивости и гибкости психики они заметно отстают от ровесников, развитие которых не пробегало в тихой обстановке квартиры или дачи. Зато если социализация прошла как надо, теперь, даже если вы его и увезёте на всё лето на дачу, синдром изоляции ему уже не грозит. Большинство инстинктов уже действует, основные сведенья о мире надёжно записаны в памяти, щенок способен усваивать не только простые условные рефлексы, но и сложные навыки. Можно сказать, что к трём месяцам здание характера будущей собаки построено на 90%. Очередь за крышей...

(автор статьи Ольга Раудис, при копировании ссылка на автора обязательна)
Бернов много не бывает!
Администратор
Ванесса
Медаль
Сообщений: 2114
1 день назад
КРЫША ЕДЕТ (ПРЕДПУБЕРТАЛЬНЫЙ И ПУБЕРТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД)
В возрасте от 3 до 6-7 месяцев щенок продолжает быстро расти и одновременно у него ещё очень интенсивно идёт процесс обучения. Инстинкты и условные рефлексы уходят на задний план, с развитием интеллекта главную роль начинают играть сложные формы обучения: подражание, учение методом проб и ошибок, инсайт. Чем больше пищи для ума получает щенок, тем благодатнее развиваются его умственные способности. Однообразие, монотонность и скука - вот главные враги растущего и развивающегося мозга. Любой интересный предмет, до которого щенок может дотянуться, немедленно исследуется вдоль, поперёк и в глубину. Точно так же, как это делают маленькие дети и обезъяны, собачий ребёнок старается разобрать вещь на как можно меньшие детали. Не укоряйте во всех смертных грехах щенка, распустившего на молекулы хозяйский туфель. Вспомните, ведь и человечество доселе мучается вопросом: из чего состоит атом?

Вместо того, чтоб бороться с жаждой деятельности, изолируя щенка от всех доступных предметов, нужно использовать энтузиазм молодости и жажду знаний в своих целях. Психика ещё очень пластична, щенок ваш опыт и авторитет признаёт безоговорочно- самое время заняться дрессировкой. НО НЕ ДРЕССУРОЙ! В этом возрасте преобладающим методом дрессировки должна быть игра, поощрение и минимум принуждения. Короткие уроки должны чередоваться с переменками - заодно это научит школьника быстро переключаться с игры на учёбу и обратно. Долгое и нудное отрабатывание приёмов противопоказано. Поэтому будет лучше, если вы совершенствование навыка отложите на потом. Вместо этого усвоив основы одного, начинайте учить следующий. Кстати, так занятия станут более разнообразными. Если полугодовалый щенок физически вполне справляется с долгими прогулками, то психически ещё не в состоянии долго сосредоточиться на монотонную учёбу.
В физическом плане заканчивается на 90% рост трубчатых костей в длину. Это значит, что полугодовалый щенок имеет около 90% высоты в холке от взрослой собаки. И обхват пясти уже тоже практически не увеличится. При этом суставы, связки ещё совершенно не окрепшие, мускулатура ещё тоже только формируется, поэтому физические нагрузки должны быть прежде всего РАВНОМЕРНЫМИ. Не нужно носить щенка вниз по леснице на руках и ограничивать продолжительность прогулок, но в этом возрасте ещё противопоказаны высокие прыжки и тренеровки на скорость.
В любом случае, безоблачное детство кончается. Исчезает характерный детский запах, блокирующий агрессию взрослых, так что надерзивший щенок может получить первую серьёзную плюху. Становится осторожнее и осмотрительнее в общении, появляются не просто первые симпатии и антипатии, но и длительные стабильные отношения: ты-мой друг, вы-мой вожак и повелитель, а вот вы мне -по барабану. Проходит период беспричинных страхов, дитё начинает действовать вполне адекватно ситуации. Поскольку основные инстинкты уже включились и притом не отягощены негативным жизненным опытом, самое время начать и со специальным обучением-охотничьих собак натаскивают, служебных ставят на след и поощряют проявления инстинкта охраны и защиты (не путать с притравкой!)

ПУБЕРТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В возрасте около полугода рост у щенков резко замедляется, но развитие идёт быстрыми темпами-начинается период полового созревания. Четвероногие юноши начинают проявлять повышенный интерес к «желтой прессе», делают сначала неловкие попытки задрать ногу на углы и столбы. У четвероногих девушек приходит первая течка. Время первой течки может очень сильно отличаться - если некоторые сучки текут даже раньше 6 месяцев, то иные аж после года. Например у бернских зенненхундов типична поздняя течка, приходящая впервые в 11-15 месяцев.
У собачьих подростков тоже нередки те же самые явления, что и у наших. Некоторые становятся чересчур самостоятельными, как говорится - резко «глохнут» на наши команды. Некоторые становятся задиристыми, трусоватые могут стать более уверенными. У кобелей это происходит постепенно, незаметно, у сук обычно скачком, вскоре после течки - почему то часто не после первой, а после второй. Причём изменения в психике и экстерьере могут быть настолько резкими, что собаку за 3 недели буквально не узнать. Впрочем, как и у людей, у некоторых развитие и рост идут плавно и постепенно.
В периоде созревания окончательно формируется характер. Если в начале пуберты крыша, как говорится, уезжает, то ближе к концу (15-18 месяцев) она «встаёт на место». И благодаря тому, что в организме гормоны приходят в равновесие, и благодаря нашему воспитанию, и тому, что собака набирается жизненного опыта. Пару раз ступив на грабли и хорошенько получив по лбу, учиться на собственных шишках, что идти по жизни нужно осторожнее, ступать аккуратнее и что слушаться старших и мудрых выгоднее и безопаснее. Словом, всё как у людей...

(автор статьи Ольга Раудис, при копировании ссылка на автора обязательна, сайт http://sobakadrug.ru)
Бернов много не бывает!
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.